Новороссийские новости

Элеватор кормит город больше века

ЗХвТХаУ, 17 ЬРп 2012, [11:27], novorab.ru
Элеватор кормит город больше века

Новороссийский комбинат хлебопродуктов – одно из старейших предприятий города, которое скоро отметит свой 120-летний юбилей. А для многих поколений новороссийцев элеватор – это не просто городское предприятие, а семейный кормилец. Именно здесь в разные годы трудились многие поколения горожан – элеватор с самого основания щедро предоставлял рабочие места. 

В наши дни ОАО «НКХП» заботится не только о своих сотрудниках и ветеранах, но и стабильно перечисляет налоги в бюджеты всех уровней.
Сегодня далеко не все помнят, откуда берет начало история новороссийского элеватора. В преддверии 120-летнего юбилея предприятия «НР» решил вспомнить основные вехи его развития.  
Вот что говорят архивные источники.
«Билет» выдали железнодорожники
В начале 80-х годов XIX века в России был разработан новый план железнодорожного строительства. В числе 17 железных дорог, указанных в представлении Министерства путей сообщения, новороссийская ветвь Ростово-Владикавказской железной дороги к Черному морю была отмечена как одна из «наиболее необходимых». В связи с этим уже осенью 1884 года был принят проект железнодорожной линии Тихорецкая-Новороссийск. Концессию на строительство выдали Обществу Владикавказской железной дороги. В результате открытия железнодорожного сообщения в Новороссийск стало поступать большое количество зерна с Дона и Поволжья, Ставрополья и Кубани. Каменные амбары уже не могли обеспечить необходимый объем хранения, и Обществом Владикавказской железной дороги было принято решение о строительстве Новороссийского силосного амбара-элеватора.
Автором проекта был архитектор С.И.Кербедз, а строительство вел инженер А.Н.Щенснович, под руководством которого на территории элеватора построили также и первую в мире электростанцию трехфазного тока мощностью 1200 кВт. 
Для того времени это было уникальное сооружение. Элеватор возводили по американскому типу, и он не имел себе равных не только в России, но и в Европе. Новые мощности позволили увеличить экспорт зерна из страны до 40-45 млн. пудов в год, что составило 655–737 тысяч тонн. 
В 1893 году на территории предприятия завершилось строительство промышленной электростанции трехфазного тока. Еще одно уникальное сооружение того времени! Здесь применялась схема российского инженера-электротехника М.О.Доливо-Добровольского. Электростанция предназначалась для обеспечения питанием электродвигателей механизмов элеватора. Чертежи для станции выполнила швейцарская фирма «Броун-Боверн», а все основное электрооборудование было изготовлено на месте в механических мастерских уже местными кулибиными. Станция имела 4 генератора по 300 кВт общей мощностью 1200 кВт.
В том же 1893 году закончили строительство самого здания элеватора, и рабочие приступили к монтажу транспортного и технологического оборудования. В октябре 1894 года состоялся пуск предприятия в эксплуатацию. Коллектив первых рабочих насчитывал 60 человек. По техническому оснащению новороссийский элеватор превосходил все подобные сооружения в мире. На рубеже XIX-XX веков через него экспортировалось три четверти всего российского зерна, более 30 миллионов пудов ежегодно, или 480 тысяч тонн. 
Разруха заставила работать вручную
В годы Гражданской войны элеватор был разграблен, а многие его постройки разрушены. В связи с этим работы по выгрузке из вагонов производились вручную, а грузили на суда при помощи опрокидывающихся ковшей. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.
Суровые испытания выпали на долю городского кормильца в годы Великой Отечественной войны. Уже на второй день лихолетья Новороссийск, в том числе и территория элеватора, подвергся бомбардировке противником. Постепенно на элеваторе уменьшался объем работ и сокращались штаты. Большинство работников призвали в армию, а оставшийся коллектив, в основном женщины, обеспечивал отправку зерна вглубь страны, а также снабжал воинские части и население города продовольственным зерном. Одновременно вывозилось наиболее ценное технологическое и лабораторное оборудование.
В сентябре 1942 года при оккупации города Новороссийска немецкие войска закрепились на территории элеватора, сделав его неприступной крепостью.
Лишь 10 сентября 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении 6 суток обороняла его до подхода основных сил и полного освобождения. Утром 16 сентября совместно с частями Иркутской дивизии 18-й Армии элеватор был полностью очищен от фашистских захватчиков.
После освобождения территория элеватора представляла собой страшную картину: сплошные руины, завалы и разрушения.
К концу 1943 года для его восстановления была создана строительная организация «Севкавзаготстрой». Ценой невероятных усилий тружеников грандиозное предприятие вновь возродили.
В мирное время перемололи трудности
В 1950 году на территории элеватора были построены мельзавод трехсортного помола и мельзавод односортного помола, 3 склада готовой продукции, склад отрубей, мехмастерские, котельная и другие служебные помещения, относящиеся в то время к системе «Главмука». 
Одновременно началось проектирование и строительство нового элеватора на 100 тысяч тонн, ориентированного на экспортные операции с зерном.
В 1956 году возвели рабочую башню и первый силкорпус, второй силкорпус сдали в эксплуатацию в 1958 году.
В 1962 году завершилось строительство отгрузочной галереи подачи зерна на воду производительностью 1400 тонн в час, где управление всеми операциями осуществлялось из диспетчерского пункта. В 1975 году элеватор переименован в Новороссийский комбинат хлебопродуктов, к нему был присоединен Анапский хлебоприемный пункт.
А через пять лет началось строительство комплекса по расширению элеватора с приемным устройством зерна с морских судов и погрузкой его в железнодорожные вагоны непосредственно из силосов вновь построенного элеватора емкостью 45 тысяч тонн. 
Далее, в связи с изменением конъюнктуры рынка, работу комплекса перестроили на работу по экспорту зерна, с использованием 4 линий в существующей транспортной галерее. В 1996 году зерноперегружатели были реконструированы по варианту погрузки зерна на морские суда и эксплуатируются в таком режиме по настоящее время.
В 2003 году Новороссийский комбинат хлебопродуктов удивил техническим нововведением. Здесь появилась так называемая итальянская мельница, полностью автоматизированное производство по переработке зерна в сортовую муку. Основное технологическое оборудование для мельзавода поставила итальянская фирма «OCRIM» – один из ведущих мировых производителей.
Добрые традиции и золотые руки
Сегодня ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» представляет собой один из крупнейших экспортно-ориентированных перегрузочных комплексов, с общим объемом перевалки зерновых культур порядка 3,5 млн. тонн в год. Технические возможности комбината позволяют ежесуточно принимать до 150 ж/д вагонов и 350 автомашин с зерном.
Но основной золотой фонд предприятия – это его сотрудники. Недаром здесь трудятся целыми семьями. Один из основателей славной трудовой династии – Петр Кузьменко. Он прошел на родном предприятии путь от электромонтера до главного энергетика. Вместе с главой семьи здесь трудятся два его сына, жена – на заслуженном отдыхе, пенсионерка комбината хлебопродуктов. Вслед за мастером Ольгой Лавренко пришли на работу два сына, а ранее на элеваторе трудились ее муж и свекровь.
Заслуженный работник пищевой индустрии, мастер Сергей Гончаренко (на фото вверху) встретил на предприятии свою «вторую половинку». Что, как не любовь друг к другу и к своей работе, движет этой парой? Сергей Федорович трудится на элеваторе почти 45 лет! А его супруга Татьяна – техник первой категории производственно-технической лаборатории – 38 лет. 
Автор материала встретилась с Сергеем Гончаренко на его рабочем месте.
– Пришел на работу учеником токаря сразу, как закончил десятилетку, – вспоминает он, – отсюда ушел в армию, а отслужив, вернулся на родное предприятие. Позже, возглавив комсомольскую организацию своего цеха, удостоился награды – путевки по городам-героям. Вторая путевка досталась молодой комсомолке, технику-лаборанту Татьяне. Именно во время поездки я и присмотрелся к своей коллеге и, недолго думая, сделал ей предложение, о чем ни разу не пожалел! Моя Татьяна – надежный человек не только на работе, но и в семейной жизни. Я всегда был уверен в том, что она никогда меня не подведет. Вместе воспитали дочь Светлану, которая подарила нам внучку. 
Говорят, показатель успешности предприятия – это отсутствие текучести кадров. На комбинате хлебопродуктов сотрудников, прошедших здесь долгий трудовой путь, очень много. Например, Николай Овчаров работает на предприятии уже четверть века. Сейчас он заместитель начальника элеваторного цеха. Инженер-электрик Василий Свириденко трудится 34 года, мастер мельзавода Вера Божко – 27 лет на родном комбинате, а мастер элеваторного цеха Вера Слезко работает 48 лет, начинала Вера Васильевна подсобной рабочей.
На комбинате хлебопродуктов о каждом человеке можно писать очерк. Например, оказавшись в лаборатории, автор материала познакомилась со Светланой Минухиной, техником первой категории. 
Светлана Викторовна рассказала, что история ее семьи тесно связана с элеватором.
– Сюда я приходила еще маленькой девочкой на работу к своему папе – Виктору Колодиеву, он был начальником элеватора, – рассказала она. – Помню, в те годы здесь все было по-другому.
За 120 лет на элеваторе многое изменилось, кроме одного: ответственного отношения к людям и городу, в котором мы живем.
Виктория НИКОЛАЕНКО.
обновляем рейтинг ...

Рейтинг: 0,0/5 (Голосов: 0)

В закладки Отправить другуПечать

10675 раз прочитано

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий либо авторизуйтесь на портале и получите доступ ко всем сервисам

Также читайте на Ново-Сити.ru:
Закрыть Все новости Наверх

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
їЮЭХФХЫмЭШЪ, 26 ШоЫ 2010, [00:00]

Заказ билетов на Ново-Сити онлайн!

Теперь Вы можете заказать билеты на самолет и поезд онлайн ! Основное преимущество нашего сайта – мы продаем только электронные билеты. Оформление билетов происходит также только в электронной форме! Заказ жд билета через интернет...

НОВОСТИ ПОРТАЛА

наши новости и новинки сервисов
ІЮбЪаХбХЭмХ, 13 дХТ 2011, [00:00]
Портал Знакомств на Ново-Сити

Портал Знакомств на Ново-Сити

Ко дню всех влюбленных по результатам голосования на нашем портале совместно с сервисом «Мамба» мы запускаем новый проект «Знакомства на Ново-Сити».