В Краснодаре чиновники вместе с представителями СМИ обсудили реализацию «детского» закона на Кубани.
Цифры, факты, потенциал
На сегодняшний день на Кубани проживает более 5 миллионов человек. Одна пятая – это несовершеннолетние. Но подросток подростку рознь. В ходе «детской» переписи в крае выявлено 254 семьи, в составе которых 465 несовершеннолетних находятся в социально опасном положении. Еще более полутора тысяч семей с 2750 несовершеннолетними подростками находятся в трудной жизненной ситуации. Почти 60 тысяч детей нуждаются в психолого-педагогической помощи.
Ведущий консультант отдела по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края Светлана ЭЛИБЕКОВА, которая привела эти цифры, подчеркивает, что нашим «детским» законом интересуются специалисты не только соседних регионов, но и зарубежья.
– У нас достаточно высок правозащитный потенциал комиссий по делам несовершеннолетних. Удовлетворено девяносто девять процентов инициированных ими вопросов. Поэтому идет снижение числа неблагополучных семей и детей, стоящих на специальном учете. Из двух тысяч снятых с учета деток более тысячи – по исправлению, а не по достижении совершеннолетия. Это хороший показатель эффективности реабилитационной работы специалистов. Неуклонно снижается и уровень детской преступности. Кроме того, в 32 раза в целом по краю снизилось число подростков, выявляемых нашими рейдовыми бригадами на ночных улицах.
Но многие до сих пор думают, что закон в чем-то ограничил детей. Это не так. Закон ввел дополнительную ответственность для взрослых. Он не ограничил ни одного малыша в свободе передвижения, но обязал родителей в опасных ситуациях быть рядом с ребенком.
Жизнь показала, что закон дал импульс развитию общественного контроля за делами на «детском фронте». Простые люди все чаще помогают выявлять факты неблагополучия, жестокого обращения с детьми в соседских семьях. Некоторые дети по сигналам соседей были буквально вырваны из семей наркоманов и алкоголиков.
Но чтобы «детский» закон работал еще лучше, необходимо наитеснейшее сотрудничество всех служб и органов профилактики как на муниципальном, так и на краевом уровнях.
Острой остается проблема незаконной продажи детям алкоголя и сигарет. Тут особая надежда на новое законодательство. Если раньше за отпуск подростку пива можно было отделаться небольшим штрафом, то с 1 июля 2012 года этот напиток официально признается алкоголем, и за его неоднократную продажу несовершеннолетним предусматривается уголовная ответственность и штраф до 80 тысяч рублей.
Издержки
Руководитель краевого департамента по делам СМИ Валерий КАСЬЯНОВ выделил такую проблему молодежи, как ее зависимость от коммуникативных систем, уход в виртуальный мир.
– Бесконечное «общение» с мобильным телефоном, компьютерными системами, интернетом и массой других приспособлений ведет не только к гибели физической, когда люди в наушниках попадают под машины, но и к потере желания и умения мыслить, рассуждать, – считает Касьянов. – Разве это не проблема «детского» закона? Я недавно был в одной из библиотек и спросил, много ли у них бывает посетителей. Библиотекари опускают глаза: есть дни, когда библиотека пуста. Тогда стоит вопрос: если в этом учреждении культуры не появляется ни один человек, а государство тратит деньги на его содержание, зачем ему существовать?
Посмотрим с другой стороны: массовый спорт, здоровый образ жизни, о которых мы говорим – это инструменты «детского» закона. Но что мы получим, – спросил аудиторию Касьянов, – если проверим, сколько времени работают спортзалы в школах? Бывает, что в 12 часов в школе спортзал уже закрыт на ключ. Когда я был учеником, не хотелось после занятий уходить домой.
ВИЧ родом из детства
О проблеме, которая остается социально значимой на Кубани, рассказал заместитель главного врача краевого клинического центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Александр ПАЛАГУТА. Ведь профилактика ВИЧ-инфицирования – одна из задач «детского» закона. А пока что основной контингент, который пополняет ряды зараженных, – молодые люди.
Больше всего ВИЧ-инфицированных проживает в Свердловской области – 52 719 человек, в Краснодарском крае – 11843. Наш край занимает в этом непочетном рейтинге десятое место. За 2011 год на Кубани выявлен 1131 человек с ВИЧ-инфекцией. Превышение среднекраевых показателей заболеваемости отмечено в одиннадцати территориях края, Новороссийск среди них – на первом месте: у нас в городе зарегистрировано 2993 зараженных ВИЧ.
Не так давно было проведено исследование, которое показало, что многие подростки вступают в половые контакты с многочисленными партнерами и без презервативов. Такое поведение относит молодых людей в группу риска в отношении ВИЧ-инфекции и заболеваний, передаваемых половым путем. При проведении социологических исследований 53 процента учеников 9-12 классов средних школ сообщили, что они вступали в половые связи. В средних школах около 18 процентов учеников с опытом половой жизни ранее уже имели контакты с четырьмя или большим количеством половых партнеров. Поэтому специалисты считают, что нужно как можно активнее информировать подростков об угрозе заражения ВИЧ.
Опасность ювенальной юстиции
Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Александр ИГНАТОВ подчеркнул, что в современном обществе надо бороться не столько за права ребенка, сколько за сохранение семьи и ее ценностей. Такова позиция Церкви.
– Вы слышали, чтобы у нас кто-то говорил о защите прав родителей? Скоро нам, родителям, будет трудно что-либо противопоставить тем детям, которые воспитываются безнаказанно, когда даже замечание нельзя сделать своему ребенку. Потому что сразу будет подключаться ювенальная юстиция и разговор будет идти о лишении родительских прав, – рассуждал отец Александр. – В Германии права детей защищаются до такой степени абсурда, что, если родитель не открывает в течение 15 секунд дверь, полицейские могут ее ломать: дескать, вдруг в квартире происходит насилие над ребенком? Знакомый из Карлсруэ рассказывал: если ты дома задернул шторы, то тебя уже можно заподозрить, что готовятся или уже происходят насильственные действия над малышом.
Безусловно, и у нас в стране существуют преступники в лице пап и мам, но для этого случая есть Уголовный кодекс. В США же мама не может войти без стука в комнату своего чада. И сейчас все это потихонечку переходит в Россию. Зачем нам такие перегибы?
Отец Александр рассказал историю, когда одному батюшке пришлось защищать права своей прихожанки. На время проверки ее семьи службой опеки она не имела в доме апельсинов. Именно это и стало поводом, чтобы семью признали неблагополучной.
– Мы не за то, чтобы не защищать права детей, мы против того, чтобы под этим лозунгом третировать родителей. У меня есть запись видеоролика, когда комиссия во время проверки забрала из семьи ребенка, потому что дома были разбросаны игрушки, а на шкафах обнаружили пыль! – возмущался отец Александр. – Скоро мы дойдем до того, что будет вводиться понятие «носитель родительских обязанностей или ответственностей» – это западная форма, которая придет вслед за ювенальной юстицией. Мы забываем, что у ребенка есть не только права, но и обязанности. Два-три последние года Церковь уже кричит об опасности ювенальной юстиции, но никто нас не слышит.
Подумаем вместе
Корреспондент «НР» сознательно выбрала для отчета о состоявшемся в краевом центре разговоре самые острые, полемические вопросы.
Далеко не со всеми озвученными идеями я могу согласиться. Думаю, что и у читателей газеты будут разные оценки. Но, расходясь в частностях, все мы, я в этом уверена, будем едины в одном: дети остаются острейшей проблемой общества, важно выслушать каждого, кто имеет свой взгляд на пути ее решения, отобрать самые конструктивные предложения и вооружить ими специалистов, которые заняты практической стороной дела. Тот же «детский» закон – это живой организм, он может развиваться, питаясь нашими с вами свежими мыслями.
Евгения СИМАНОВИЧ.