Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/22593/lazar-erebryakov-turok-bil-i-gorod-stroil/

Лазарь Серебряков турок бил и город строил

їЮЭХФХЫмЭШЪ, 5 ЬРавР 2012, [13:21], novorab.ru
Лазарь Серебряков турок бил и город строил
Адмирал русского флота Лазарь СЕРЕБРЯКОВ, чье 220-летие отмечается сегодня, одна из ключевых фигур в истории Новороссийска. Будучи военным моряком, Лазарь Маркович стал первым строителем города.
Ему, сыну крымского армянина, пришлось поменять трудно выговариваемое имя Казар Маркелович Арцатагорцян на легче воспринимаемое Лазарь Маркович Серебряков, что в те годы было необходимо для госслужбы.  
Первый раз в Новороссийске 
Длинный путь в адмиралы у Серебрякова начался в 1810 году после окончания Одесского лицея, когда ему еще не было и 18 лет. Он поступил волонтером на Черноморский флот, где обучался морскому делу, русской словесности, французскому языку, истории и географии.
В это время Серебряков первый раз попадает в Новороссийск, будучи в составе десантного отряда, обеспечивавшего в 1811 году захват нашими войсками крепости Суджук-Кале. Этот любопытный факт в результате долгих архивных поисков недавно удалось установить заместителю директора Новороссийского музея-заповедника по научной работе Льву СТЕПКО.    
На следующую ступеньку в военно-морской иерархии Лазарь Маркович поднялся в 1815 году, когда был произведен в мичманы. 
С Пушкиным на дружеской ноге 
Проходя практику на корвете «Або» у берегов Феодосии в 1820 году, Серебряков познакомился с героем Отечественной войны 1812 года генералом Раевским и его сыном Николаем, который также станет одним из основателей Новороссийска, а еще с молодым Пушкиным, путешествовавшим с семьей генерала Раевского по Крыму.
По мнению некоторых историков, не исключено, что впоследствии Александр Пушкин под впечатлением рассказов Серебрякова об Армении написал знаменитое произведение «Путешествие в Эрзурум».  
Через несколько лет Серебряков встал на ходовой мостик командиром «Або» и, что особо почитаемо армянской диаспорой, стал первым армянином – командиром российского военного корабля. 
Буквально через год он получает новое назначение адъютантом Главного Морского штаба, при этом постоянно выходя в море на кораблях Черноморского флота.  
К императору – через брешь 
Серебряков участвует в ряде опасных военных операций. Он отличился, в частности, во взятии Анапы, которая в то время была турецкой крепостью.
Он первым ворвался в крепость через брешь, проделанную взрывом пороховых зарядов, и, как описано в исследовании «Адмирал Серебряков – гроза турок», захватил крепостной флаг и получил ключи от сдавшегося коменданта крепости. 
После этого высшее командование поручило Серебрякову доложить о ходе проведения этой военной операции самому императору Николаю I, за что была получена высокая благодарность и еще одно новое повышение – в капитан-лейтенанты российского флота.
Вскоре он участвует в сражении против турок при взятии крепости Варна и здесь проявляет себя как герой. Любопытно, что Серебряков оставил свой след и в истории Варны – городе, который в самом конце ХХ века стал побратимом Новороссийска. 
И на этот раз командование Черноморского флота обязало Серебрякова вновь сделать доклад царю. Очередная встреча с Николаем I для молодого офицера закончилась получением ордена Святого Владимира с бантом. 
Неприятеля – на дно! 
В 1829 году капитан-лейтенант, в совершенстве владеющий несколькими языками, поселяется в крепости Кара-Бурну, занятой турками.
Возвращаясь на военном корабле «Глубокий» в Севастополь, он нос к носу сталкивается с двумя вооруженными турецкими судами. Лазарь Серебряков вступил в неравную схватку с турками и после артиллерийской дуэли виртуозно отправил оба судна на дно. 
Вскоре император вновь награждает Серебрякова. На этот раз орденом Святой Анны и саблей с надписью «За храбрость». Лазарю Марковичу пришлось выполнить еще одно крайне важное поручение императора – проведение дипломатической миссии и ведение переговоров в Турции и Египте под руководством генерал-лейтенанта Николая Муравьева. После чего он был повышен в звании, став капитаном 2-го ранга.  
Наградам нет числа 
Звание капитана 3-го ранга, а также орден Святого Георгия Серебряков получает за освобождение от турок Сочи, Туапсе и Шапсуга.
Несмотря на ожесточенное сопротивление горцев, под его руководством в Суджукской бухте начинается строительство морского форта и города, который вскоре получил название Новороссийск. За этим последовал очередной орден, контр-адмиральское звание и назначение в свиту Его Императорского Величества.
На следующий год Серебряков познакомился с Иваном Айвазовским. Художник писал серию картин о боевых действиях с участием войск Черноморской береговой линии, которую вскоре и возглавил Лазарь Серебряков. 
Строитель Новороссийска 
Месяцами гарнизоны береговой линии были отрезаны от внешнего мира. В июле 1839 года Серебряков писал начальнику главного морского штаба Меньшикову: «…Я вступил в командование, и уже забросали меня коменданты и воинские начальники рапортами о недостатках гарнизонов. На днях отправляюсь по всем укреплениям для подробного осмотра». 
Люди гибли не столько от нападений горцев, сколько от болезней. Только в августе 1839 года в Новороссийске в двух лазаретах и околотке находились 3600 больных.
Однако любимым детищем Серебрякова был именно Новороссийск, где он строит форт и адмиралтейство согласно плану, составленному Раевским. При этом Серебряков применил местный камень – мергель. 
Серебряков в Новороссийске открыл первый госпиталь для военных, построил единственную на Кавказе школу для детей горцев, «выбил» у правительства деньги на библиотеку, начал строить дорогу через горные хребты на Екатеринодар. По инициативе Серебрякова в Новороссийске были построены также пристани, жилые дома, церкви, появился водопровод. Позже полковник Генштаба Филипсон писал: «Новороссийск, благодаря разумной деятельности контр-адмирала Серебрякова, рос и принимал вид красивого города». 
Его любили все 
По настоянию контр-адмирала летом 1845 года в Новороссийске открывается торговый порт. При этом сам Серебряков стал первым его начальником и установил временные таможенные порядки.
Основателя Новороссийска, как отмечали современники, любили все – и моряки, и простые солдаты, и горожане. Прежде всего, за доброту и заботу о людях.
В честь 10-летия образования Новороссийска Серебряков был награжден орденом Святого Владимира II степени и произведен в вице-адмиралы. 
Исследование для России
Кроме того, что Серебряков был грамотным военачальником, он успевал проявлять себя и как ученый. Во главе небольшого отряда, с риском для жизни, он полностью обследовал Нахарский и Маруханский перевалы и в 1851 году опубликовал свои изыскания в книге «Дорога от Сухуми к Кубани через главный Кавказский хребет».
При этом в работе были даны не только подробные описания рельефа, дорог и климата, но и обстоятельный анализ политического и этнического состояния Абхазии. По оценкам историков, это исследование было не только академическим научным трудом, но и имело важное стратегическое значение в контексте постоянных посягательств Турции на Кавказ. 
Лазарь Маркович во время службы на Кавказе сумел организовать такую службу из военных чинов, большинство из которых фактически были ссыльными штрафниками, что новые отряды, переученные Серебряковым, могли без труда задерживать турецких контрабандистов и утихомиривать подстрекаемых англичанами горцев. 
«Добрейший батюшка»
Последними военными действиями, в которых принял участие Серебряков, была Крымская война, которую он встретил уже в звании адмирала. Кстати, драматическую оборону Новороссийска историки порой сравнивают с обороной Севастополя.
К тому времени оба сына Серебрякова – Марк и Егор – служили на Черноморском флоте, но во время войны усиленно просились в Севастополь. 
Сохранилось письмо Марка к отцу:
«…Прошу вас, добрейший батюшка, разрешить мне сдать пароход кому-нибудь, а самому отправиться в Севастополь. Если вы полагаете, что я решился на это из честолюбия, чтобы получить какой-нибудь крест или чин, то вы, любезный батюшка, ошибаетесь: я только желаю быть участником этого дела и разделять участь моих товарищей». 
Марк погиб в Севастополе, а Егор был ранен и вскоре вынужден был подать в отставку.
Скончался Лазарь Серебряков после того, как повредил ногу, а затем простудился, всего три дня не дожив до своего 70-летия. 
Евгений ЛАПИН.